Что такое франчайзинг (франшиза) — все о франчайзинге


Оглавление:

  • Франчайзи — самостоятельный хозяйствующий субъект
  • Гарантия успеха на рынке
  • Осуществление мечты
  • Получение ценной информации
  • Минимум денежных и временных затрат
  • Видео
  • В последнее время все чаще на слуху слова иностранного происхождения. Среди таковых — франчайзинг или франшиза. Разобраться в том, что такое франчайзинг, поможет настоящая статья.

    Франчайзинг — это соглашение между хозяйствующими субъектами, в соответствии с которым одна сторона (франчайзер) предоставляет за плату право на ведение бизнеса другой стороне (франчайзи). При этом по соглашению о франшизе передаются технологии, секреты производства, знак обслуживания или товарный знак. Иными словами, по договору франчайзинга передается налаженная схема бизнеса: франчайзи как бы выступает на рынке под маской франчайзера. В ГК РФ франчайзинг именуется договором коммерческой концессии. Заключение такого договора — серьезное дело, поэтому он подлежит государственной регистрации.

    Считается, что первый договор франчайзинга был заключен еще в середине 19 века. Тогда владелец всемирно известной компании по производству швейных машин «Зингер» стал заключать соглашения, в которых предусматривалось право продажи и ремонта указанных швейных машин.

    Кстати, самой известной в мире франшизой является MCdonald’s. Лишь 15% этих ресторанов быстрого питания принадлежит самой компании MCdonald’s. Все остальные работают по франшизе. При этом условия франшизы регламентированы очень жестко, вплоть до использования определенных цветов в униформе персонала и в оформлении кафе.

    Франчайзинг выгоден для обеих сторон. Франчайзер получает: стабильный доход с такой «аренды» его бизнес-модели, гарантированный объем продаж, поддержание репутации, развитие сети. При этом франчайзер не занимается расширением сети сам, соответственно, у него отсутствуют связанные с этим затраты. Ему не надо решать ежедневно множество проблем, возникающих у франчайзи. Достаточно выгод получает и франчайзи. Рассмотрим их подробнее.

    Франчайзи — самостоятельный хозяйствующий субъект

    Среди несомненных плюсов франчайзинга следует отметить экономическую и юридическую самостоятельность франчайзи. В целом он свободен, например, в выборе контрагентов, в размещении бизнеса (за исключением тех моментов, что строго прописаны в договоре).

    Гарантия успеха на рынке

    Малый или средний предприниматель, работая по франшизе, существенно минимизирует свои риски при запуске бизнеса: ему не надо «раскручивать» бренд. Выход на рынок точно будет успешным, ведь наличие клиентов уже обеспечено. При этом перед заключением договора он может подробно изучить бизнес потенциального франчайзера, в частности, оценить его эффективность и, соответственно, выгоду для себя.

    Осуществление мечты

    Человек может всю жизнь мечтать о собственном бутике модной одежды или о ресторане, но никогда не реализовать свою мечту из-за отсутствия необходимых знаний и умений. Франчайзинг позволит открыть и вести какой угодно бизнес, даже если франчайзи не обладает нужными навыками.

    Получение ценной информации

    Франчайзи становится обладателем самого ценного: интеллектуального компонента бизнеса. Речь идет о правилах, советах о том, как лучше построить и развить бизнес. Все новейшие разработки франчайзера, ноу-хау и прочее станут доступны франчайзи.

    Минимум денежных и временных затрат

    Так как франчайзи начинает действовать под брендом франчайзера, ему не надо изучать клиентуру, тратиться на первоначальную или текущую рекламу — это за него уже сделал франчайзер. Точно так же дело обстоит и с дизайном упаковки, помещений, униформы работников: не надо нанимать дизайнеров, ведь все уже придумано. Как правило, франчайзер обеспечивает своих франчайзи всеми необходимыми ресурсами, в том числе это касается поставки необходимого сырья. Поэтому франчайзи не придется тратить время на поиск подходящих поставщиков.

    У бизнеса по франшизе, однако, имеются и недостатки. В основном они касаются рисков франчайзи.

    Вознаграждение по договору (оно именуется роялти) может быть установлено как процент отчислений от выручки. Если по какой-либо причине франчайзи будет работать эффективнее франчайзера, роялти может оказаться непомерно высоким.

    Если франчайзером является не владелец бизнеса мирового масштаба, то франчайзи может быть передана не слишком отлаженная схема бизнеса, что может повлечь убытки.

    Франчайзи все же является более слабой стороной договора, чем франчайзер. Пользуясь этим, последний, скорее всего, будет диктовать многие условия договора. Особенно это касается оснований для одностороннего отказа от исполнения договора (выгодных, конечно же, только для франчайзера)

    Собственник бизнеса, который передается по франшизе, может принять решение о ликвидации или реорганизации компании. Такой риск существует всегда, и предугадать его невозможно. Как правило, это ведет к прекращению договора франчайзинга, если только самим договором не предусмотрено иное.

    Видео

    В видеоролике рассказывается о франчайзинге как о способе начать свой бизнес.

    Related Articles

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Close